Частные инвестиции — ключ к созданию новых транспортных коридоров и расширению международной торговли
- Требуемый объем инвестиций в транспортно-логистические коридоры составляет 9,6 трлн руб.
- В число ключевых проектов входит модернизация Восточного полигона, развитие Северного морского пути, строительство Юго-Западной хорды и трассы «Джубга — Сочи», совершенствование мультимодального транспортного коридора «Север — Юг», а также создание обходов крупных городов.
- Социально-экономический эффект от их реализации больше, чем для остальных сфер: 2,9 руб. на рубль вложенных средств. Учитывались экономическое влияние инвестиций в проекты на этапе строительства и в первые годы эксплуатации (на горизонте 10 лет с момента запуска инициативы), а также вложения в создание в зоне «притяжения» жилой, коммерческой недвижимости и социальной инфраструктуры, промышленных проектов и возникших налоговых эффектов.
Государство делает ставку на людей: современные кампусы и научная инфраструктура помогут создать правильную среду для ученых и юных специалистов
- Расходы на перспективные проекты в науке и высшем образовании до 2035 года потребуют не менее 1,6-1,8 трлн руб.
- В планах государства построить 40 кампусов мирового уровня для университетов российских городов и создать научно-исследовательскую инфраструктуру для внедрения прорывных технологий.
- Инвестиции в кампусы оцениваются в 1,1-1,2 трлн руб., но пока отобраны лишь 17 проектов на 40% этих средств.
ИТ-проекты и концессии: инвесторы готовы идти в «облако»
- Общие вложения в центры обработки данных и реализацию нацпроекта «Экономики данных» в ближайшие шесть лет могут составить около 1,6 трлн руб.
- Нацпроект зависит более чем на 60% от внебюджетных источников, строительство дата-центров ведется за счет последних почти полностью.
- Со стороны государства есть запрос на размещение ключевых дата-центров в регионах, создание цифровых платформ во всех областях экономики, а также значительное расширение возможностей суперкомпьютеров.
Цифровизация городов: создать комфортную и безопасную среду для людей
- В регионах есть потребность в повышении уровня цифровизации городов и создания вспомогательных электронных сервисов в транспортной, социальной и коммунальной сферах.
- Проекты на 70-75% зависят от возможностей частного капитала. Инициативы можно запускать в том числе в ГЧП-формате.
- По верхней границе расходов социально-экономические эффекты от цифровизации городов (ускорение предоставления услуг, улучшение городской среды и качества жизни) могут почувствовать более 71,2 млн человек.
Экологичное развитие: транспорт и энергетика перейдут в зеленый рост
- В ближайшие 10-12 лет государство планирует увеличить вдвое мощности имеющихся возобновляемых источников энергии (до 12 ГВт), довести до 25% долю электромобилей и значительно увеличить объемы потребления газомоторного топлива.
- Расходы в этой сфере зависят на 70% от бюджета и могут составить до 1,1 трлн руб.
Беспилотный транспорт: помочь бизнесу оптимизировать издержки на лету
- В ближайшие годы государство сосредоточится на развитии беспилотной авиации, в то время, как остальные виды беспилотного транспорта будут развивать частные компании.
- В рамках профильного нацпроекта по беспилотной авиации до 2030 года в это направление могут направить свыше 500 млрд руб. При интересе со стороны частных компаний эта сумма к 2035 году может вырасти до 1 трлн руб.
Создание ВСМ: между первой и второй инвесторам не стоит останавливаться
- Создание в России сети из пяти высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ) будет стоить не менее 10,8 трлн руб., в том числе свыше 7,6 трлн руб. внебюджетных вложений.
- До 2035 года будет построена лишь часть сети: полностью ВСМ Москва — Санкт-Петербург и участки будущей ВСМ-2 Москва — Екатеринбург.
- В перспективе запуск всей сети позволит провести ВСМ по территориям, где проживает более 42% населения страны и повысить его мобильность в 1,8-3,6 раза в зависимости от направления.
- Эффект от реализации проектов меньше, чем у транспортно-логистических коридоров: 2,5 руб. на 1 руб. вложенных средств.
Туристические объекты станут круглогодичными и более доступными для россиян и гостей из-за рубежа
- К первой половине 2030-х годах ожидается строительство десяти всесезонных федеральных курортов в девяти регионах страны, расположенных у берегов пяти морей и озера Байкал.
- Общий объем инвестиций в их появление составит около 1,8-2 трлн руб.
- Участие государства предусматривается в вопросах предоставления преференций и создания необходимой инженерной инфраструктуры.