Инфраструктурные проекты на сегодняшний день — одна из главных точек роста российской экономики, считает финансовый директор Инфраструктурного холдинга ВТБ Евгения Судец.

— Как возникла идея создать отдельную холдинговую компанию для реализации инфраструктурных проектов?

— Сама идея заняться инфраструктурными проектами возникла в 2007 году, в самом начале нас было всего несколько человек, рынок только зарождался, и мы стали первыми, кто начал заниматься инвестированием в инфраструктурные проекты в России на платформе «ВТБ Капитала», создаваемого тогда инвестиционного банка. В какой-то момент мы осознали, что бизнес достиг таких размеров, что им должна заниматься отдельная структура, холдинг, который специализируется на долгосрочных вложениях в инфраструктурные проекты,— и два года назад был образован ВТБ Инфраструктурный холдинг.

Сегодня наш холдинг объединяет более десяти крупных портфельных компаний в различных инфраструктурных областях, таких как строительство и управление аэропортами, платными дорогами, строительство метрополитена, энергетика, мусоропереработка, социальная сфера. Теперь мы не ограничиваемся только лишь финансированием и привлечением инвестиций, мы предлагаем свои услуги по управлению проектами. В холдинге были созданы собственные сервисные компании — службы генерального подрядчика и заказчика, служба по эксплуатации построенных инфраструктурных объектов, эксплуатация платных дорог и т. д., на базе этих компаний мы активно развиваем собственную экспертизу. В целом с учетом всех портфельных и сервисных компаний у нас работает более 7 тыс. человек. Это настоящие профессионалы своего дела, представляющие самые разные области деятельности — архитекторы, дизайнеры, конструкторы, инженеры, проектировщики, строители, финансисты, специалисты по развитию, управлению, эксплуатации и многие другие.

— Что это за сервисные компании?

— Наша дочерняя компания ПУСК, «Проектное управление строительными контрактами», была создана для оказания услуг технической экспертизы, финансового и технического надзора всего спектра инфраструктурных проектов. ПУСК участвует в реализации нескольких десятков крупных инфраструктурных проектов, а также активно сотрудничает с кредитным департаментом банка ВТБ в части строительного контроля, финансового и технического аудита проектов недвижимости, кредитуемых банком.

Еще одна наша дочерняя компания — «ВТБ Девелопмент». Это девелоперская компания, которая уже реализовала ряд многоплановых проектов — от офисных комплексов до лэнд-девелопмента и создания индустриальных парков. Помимо этого на базе данной компании мы запустили новое направление бизнеса — развитие складской недвижимости.

И наконец, у нас есть группа компаний «Оператор скоростных магистралей», которая занимается эксплуатацией уже построенных платных дорог.

— Какое влияние на ваши проекты оказала пандемия?

— Все портфельные компании достойно справились со сложностями коронакризиса и научились жить в новой реальности. Более того, количество проектов в портфеле холдинга только за 2020 год выросло почти в полтора раза. Если в 2019 году ВТБ ИХ принимал участие в десяти проектах в четырех направлениях — аэропорты, порты, платные дороги и логистика,— то в этом году мы уже участвуем более чем в 14 проектах по семи направлениям, добавив в свой портфель инвестиции в социальную инфраструктуру, метростроение и переработку твердых бытовых отходов.

— Каков сейчас объем инфраструктурных инвестиций вашего холдинга?

— За прошедшие годы мы способствовали привлечению в российскую инфраструктуру около 1 трлн руб. инвестиций при общем объеме рынка ГЧП в районе 4,7 трлн руб., внеся весомый вклад в формирование рынка ГЧП в стране и изменив само представление о возможностях сотрудничества государства и частного капитала. Это признает и профессиональное сообщество — недавно мы стали победителем в номинации «Лучший частный инвестор» национальной премии в сфере инфраструктуры «Росинфра».

— Каковы с вашей точки зрения перспективы развития российского рынка инфраструктурных инвестиций?

— На мой взгляд, у российского рынка инфраструктурных инвестиций сейчас очень большой потенциал для развития. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых — большой спрос и потребность российских регионов в развитии социальной инфраструктуры. Во-вторых — поскольку карантинные ограничения вызвали определенное нарушение транспортно-логистических связей, для России это создает новые возможности развития альтернативных транзитных путей, в частности, развитие транспортного коридора Восток—Запад. Ну и конечно, безусловная поддержка государства. В конце ноября — начале декабря у нас проходил 13-й ежегодный экономический форум «Россия зовет», который организует «ВТБ Капитал». Позиция руководства страны, озвученная на форуме, говорит о наличии государственной поддержки на самом высоком уровне, ключевое направление для роста экономики страны — наращивание доли инфраструктурных инвестиций в ВВП. По нашим оценкам, дополнительная потребность в инвестициях в инфраструктуру, включая бюджетные вложения, на ближайшие годы может составить до 4 трлн руб. ежегодно. Эта цифра включает в себя все направления инфраструктурного строительства — автодороги, железные дороги, аэропорты, объекты инженерной и социальной инфраструктуры, в том числе для нового масштабного жилищного строительства.