1 декабря на полях международного форума «Россия Зовет» прошла сессия «Инфраструктурные проекты как драйвер экономического роста» ВТБ Инфраструктурный Холдинг. В дискуссии приняли участие представители государства и бизнеса – эксперты в области экономического развития и создания инфраструктуры как в России, так и за рубежом. Модератором сессии выступил Олег Панкратов – генеральный директор ВТБ Инфраструктурный Холдинг.

Ключевыми темами сессии стали инструменты внебюджетного финансирования, включая государственно-частного-партнерство, инфраструктурные потребности и потенциал регионов, развитие транспортной и социальной инфраструктуры, инвестиционный потенциал российских проектов, ESG и многое другое.

Представители регионального блока в настоящее время прорабатывают и реализуют большое количество инфраструктурных проектов как в транспортном сегменте, так и в социальной и инженерной инфраструктуре. Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков рассказал про сегодняшний и планируемый портфель проектов на 500 млрд рублей в рамках механизма Дальневосточной и арктической концессии, а Вице-губернатор Санкт-Петербурга Максим Соколов отдельно отметил проекты по государственно-частному партнерству, позволяющему более мобильно и эффективно привлекать внебюджетные инвестиции.

Про создание каркаса скоростных автомобильных дорог России рассказал Вячеслав Петушенко, председатель правления ГК «Российские автомобильные дороги». Планируется значительно расширить сеть качественных автомобильных дорог, которые будут связывать не только Москву с основными направлениями, такими как Санкт-Петербург, Казань-Екатеринбург и черноморские города, но и, например, Урал с Поволжьем и городами юга России. Готовность к выполнению амбициозных планов подтвердили представители крупнейших компаний в дорожном строительстве – Алексей Андреев (ДСК «Автобан») и Николай Руссу (Мостострой – 11). Они отметили, что важным условием для качественного и своевременного выполнения работ по-прежнему остается активная поддержка государства.

Вопросы жилищного строительства и механизмы, стимулирующие создание социальной инфраструктуры, обсудили Светлана Ячевская (ВЭБ.РФ) и Артём Федорко (ДОМ.РФ). Сегодня большое внимание уделяется этому направлению, которое должно помимо прочего обеспечивать комфортную среду для жизни людей и увеличивать качество их жизни. Отдельно рассмотренный крупный проект – создание университетских кампусов в России, инвестиции в который должны составить более 600 млрд рублей к 2030 году, из которых порядка 45% - средства частных инвесторов.

Также спикеры не обошли стороной повестку ESG, составной частью которой является социальная сфера. Светлана Викторовна более подробно рассказала про действующую сейчас в России систему оценки и сертификации IRIIS, которая нацелена на увеличение качества реализуемых инфраструктурных проектов в нашей стране.

В сессии приняли участие представители глобальных компаний, среди которых крупнейшая международная концессионная компания VINCI, аэропортовая группа Fraport и инвестиционный фонд Mubadala. Эти компании на протяжении многих лет инвестируют в экономику России и их представители сошлись во мнении, что Россия – перспективный рынок для инвестиций в инфраструктуру для глобальных инвесторов. Они имеют положительный опыт и готовы дальше развивать сотрудничество.

Олег Панкратов, генеральный директор ВТБ Инфраструктурный Холдинг отметил: «Инфраструктурное финансирование и строительство всегда было одним из рецептов выхода из кризисов. В 2020 году страны G20 сформировали пакет антикризисных мероприятий и планов по ускорению социально-экономического развития более чем на 16 трлн долл., из которых 3,6 трлн долл. пришлось на инфраструктурные проекты. Всего в ближайшие 20 лет потребность в инвестициях в инфраструктуру в мире превысит 80 трлн долл. В России для достижения национальных целей необходимо дополнительно до 4 трлн рублей инвестиций в инфраструктуру ежегодно до 2024 года, что является масштабным вызовом для государства и бизнеса. Для реализации всех планов потребуется привлечение больших объемов внебюджетных инвестиций, активизация ГЧП и использование других инструментов привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты. Именно эти вопросы и стали ключевыми в прошедшей дискуссии».